Левое социалистическое действие
социал-демократическая организация

20 мая 2015

«БОЛОТНОЕ ДЕЛО» ТЕАТРА ДОК

Filed under: Политзаключенные — admin @ 17:46

6 мая 2015 года, в третью годовщину событий на Болотной площади в «Театре ДОК» прошла премьера спектакля ( режиссер — . Елена Гремина) по пьесе молодого автора – Полины Бородиной, посвященного именно этим событиям. И, пока на Болотной площади, несанкционированно паслись, попадая в автозаки, те, кто ещё помнит, ЧТО случилось здесь, на этом месте три года назад, в маленьком, арендованном на народные деньги, деньги граждан, флигеле, с ободранными кирпичными стенами и дыркой в потолке, один из лучших театров Москвы показывал нам – публике — то, что мы пережили три года назад. Меня на премьере не было, также как и на площади, так получилось, но сейчас не об этом. Ведь три года назад я была на той площади, мой друг и соратник Коля Кавказский был там, а потом год сидел в Бутырской тюрьме, на премьере была его мама, тоже ставшая за эти страшные три года другом, а я была на спектакле вчера – 18 мая.

Честно говоря, идти было очень страшно. Нет, не потому, что театр регулярно посещают разнообразные проверки, ища нарушения пожарной безопасности, нарушения вентиляции, водоснабжения, воздухопродувания и экологии города. Также проверяют, правильно ли актеры и зрители дышат и пользуются сортиром.

Страшно было не поэтому. В этом дерьме мы живем, всегда жили и уже научились его не замечать. Страшно было потому, что, таскаясь на суды, приходя в тюрьму с передачами, сочиняя и получая письма от Коли и других ребят, глотая тяжелый воздух всех этих заведений, я даже не могла себе представить, КАК это можно сыграть. Ну как можно сыграть на крошечной сцене с дырявым потолком и маленьким залом «Гибель Помпеи»? Её можно только пережить. Или не пережить.

И вот я все-таки пришла. Пришли двое моих друзей – Аня и Ильич (оба в теме, так сказать) и другие люди, которые хотели ЭТО увидеть.

И мы это увидели. Реквизит был скуп, как в постановках Ежи Гротовского – три гамака, стол и две лампы, кирпичные стены и четыре человека. Три девушки и мужчина лет 35. Спектакль начинается с кинохроники. Её показывают прямо на кирпичную стену, этот ужас. Эти вопли, это избиение, этот Апокалипсис мы видели уже сотни раз, сотни раз! Мы видели их в ютьюб, лихорадочно ища своих мальчишек и девчонок, ища, как скаженные – в чем же таком они виноваты? И не находя, не находя, не находя ничего. Да, вот стоит, вот нагнулся, поднял давленный лимон, отбросил (аккуратист) и что? Вот Володька, как всегда опрятно и даже щеголевато одетый: в пиджаке и галстуке, прямо джентльмен, мотается, озираясь и щурясь своими ну очень слабо видящими глазами на яркое солнце. И что? Вот Коля (ему попали палкой и очень больно) отскакивает. И что? И т.д. Потом мы видели это в суде. И там нам объясняли, что нет. Виноваты. В чем? Ну вот же он близко подошел. Вот! Вот же он смотрит. КАК ОН СМОТРИТ! Потом мы видели все то же самое, разобранное по секундам Дмитрием Борко и другими волонтерами. И вместе с ними анализировали, смотрели, смотрели, анализировали, опять и опять. До умопомрачения.

И вот опять. Но здесь на фоне всего этого шел молодой парень и читал стихи Мандельштама: «Мне на плечи бросается век волкодав» — известные стихи. Пока что они очень актуальны. И это было уже искусство. Это было уже совсем другое. А потом нам показали нас. Четыре человека – две молодых девушки, одна женщина постарше и мужчина раннего среднего возраста просто читали письма и рассказы родственников заключенных. Имен не называют: мать, сестра, брат, отец, роли не привязаны к актерам, они как бы в воздухе, работает только текст. А мы ведь знаем эти письма и этих родственников. Это наши письма. Эти родственники и друзья – мы. Нам показали нас. Показали тактично. Показали достоверно. Показали, пропустив через себя, ведь иначе нельзя сыграть такое. Всё узнаваемо. Несколько судеб (не все). Имена не называют. Но конечно же всё ясно. Парень, расплакавшийся от восторга на параде, храбрый воин и патриот – Ден, Денис Луцкевич. Он сидит на зоне. Самый добрый, самый лучший – Лёша Полихович, глазами его жены Тани. Он сидит на зоне. Художник, который никогда не ест мяса и жалеет всех кошек и собак – Андрей Барабанов – он сидит на зоне. Парень и девушка, которые сидят после свадьбы в СИЗО и не могут оторваться друг от друга, а за дверью, глядя на них, своих детей, плачут их родители – это может быть и Алексей Гаскаров, и Леня Кавязин, и все, кто заключал браки в СИЗО. Их было три пары – трое узников и три невесты, декабристки нашего времени. Но фигурки, заказанные для подарка и пришедшие уже после того, как жених сел в тюрьму, совместная общественная деятельность и защита лесов – это уж точно Лёша Гаскаров и его жена Анна. Человек, которому не дали похоронить мать, и он просил сидевших с ним вместе заключенных найти « левый» телефон и позвонить сестре, чтобы узнать, как это случилось – Миша Косенко. Сестра, отдавшая мерзнущему в спецпсихушке брату свой свитер, сестра, которую выгнали с работы, и она долго не могла устроиться – красавица Ксения (ее текст читает тоже очень красивая актриса, даже чем-то отдаленно похожая на Ксюшу) . Все это достоверно.
Актеры не «рвут страсть в клочья», они спокойны. Так же, как спокойны были мы. Потому что чего уж беспокоиться? Уж всё произошло.

Это то, что касается эмоционального ряда.

Теперь о находках. Спектакль жестко структурирован. Он начинается с хроники, в нем звучат «тюремные» песни авторов 19 века, в нем звучат стихи Мандельштама. Одна из актрис (Варвара Фаэр) несколько раз, обращаясь в зал, а на самом деле к судьям – предлагает им поменяться ролями с ребятами «и тогда мы все забудем». Она обращается несколько раз, и каждый раз мороз дерет по коже.

Начальная мизансцена после хроники – представляет собой условную комнату, где женщины (Мать? Сестра?) РАЗВОРАЧИВАЮТ КОНФЕТЫ. Они разворачивают леденцы для передачи. И складывают их в полиэтиленовый пакет. Мы тоже так делали. В конце спектакля девушка раздает эти конфеты зрителям. И все поют песню. К сожалению, не узнала автора. Но там были другие люди, в том числе один известный поэт и бард. Наверно, они узнали. Песня прекрасная. Это песня о свободе. Ее пел весь зал.

Я, братцы, не театровед. Меня просто все это настигло – события и их воплощение. Пока таких воплощений немного. Люди забывают. Но не должны.
И спасибо за то, что напомнили!.

Огромное спасибо: Автору – Полине Бородиной,
Режиссеру – Елене Греминой, артистам – Марине Бойко, Константину Кожевникову, Анастасие Патлай, Варваре Фаэр!
Спасибо тебе, «Театр ДОК» И долгих лет жизни. Может быть, эта жизнь когда-нибудь будет похожа на жизнь и благодаря этому театру.
Спасибо.

А.М., ЛевСД, Москва

Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Powered by WordPress