Левое социалистическое действие
социал-демократическая организация

24 сентября 2012

Марш левых: форум, антикап, марш миллионов. Какие результаты?

В сентябре 2012 года прошло три мероприятия, все три имели во многом левый характер. Два имели чисто левый: 2-я конференция Форума левых сил и акция Антикапитализм; одно было под сильным влиянием как минимум части левых. Попробуем понять, какие результаты левые получили за это время.
8 сентября 2012 года прошла Вторая конференция Форума левых сил. В ней приняло участие около 200 человек, примерно столько же, сколько и в первый раз. Отличие в том, что 1-я конференция была организована на волне эйфории от подъема классового сознания, пусть даже мелкобуржуазного на настоящий момент. Вторая конференция была уже после «победы» Путина, поворота к открытой реакции от медведевской «оттепели»; после 6 мая, арестов социалистов, неоднократных предательств правых либералов. Благодаря всему этому, можно было видеть переоценку многих явлений. К счастью, мало какие выступления были проникнуты кургиняновщиной, «антиоранжевыми» настроениями и т.д. Только у В.И.Анпилова и М.А.Донченко. Все остальные более-менее выступали за участие в буржуазно-демократическом протесте. На тот момент С.С.Удальцов, А.А.Пригарин и В.И.Лакеев придерживались оптимистической позиции по вопросу о будущей роли левых в протесте. (Не знаю, какой точки зрения они придерживаются сейчас). Остальные точки зрения были более критическими. Была видна гораздо более широкая дискуссия внутри левых, чем это было на Первой конференции. При этом очень важно, что широкая дискуссия не привела к расколу, как это обычно бывает у левых. В данном случае сиптоматичны слова тов. Пригарина, что дискуссия среди левых по разным вопросам — это нормально.
 Основные три водораздела: отношения с либералами, отношения с националистами, отношение к КС (Коорд. Совет оппозиции) .Если брать именно из людей левых взглядов, то наиболее радикально за размежевание с либералами выступал Кагарлицкий Б.Ю. Также он выступал и за максимально четкое размежевание среди самих левых. За построение более жесткой идеологической структуры. В плане четкого определения платформы с ним смыкались представитель КРИ Евгения Отто и представитель ЛевСД Сиротин В.И. Но позиция по поводу создания единой четкой партии скорее объединяет тов. Кагарлицкого и Удальцова. Хотя и понятно, что они принципиально по-разному видят, какой эта партия будет. В свою очередь, ЛевСД поддерживает точку зрения тов. Пригарина о федеративной партии (блоке) с разнообразием платформ внутри нее. Также, о необходимости размежевания с либералами выступил С.Н.Биец. С его точки зрения, в России не может быть буржуазно-демократической революции, потому что есть капитализм (что было во Франции в 1830 и 1848, исходя из этих соображений, — не очень понятно). Крайне важны были вести с рабочего фронта, о которых товарищ Биец рассказал, в частности, о большом количестве забастовок. В принципе, тов. Биец высказал здравую мысль, что крайне сложно объяснять рабочим, почему они должны сражаться за интересы Немцова или даже Касьянова.

 Не меньшая дискуссия прошла и по поводу сотрудничества с националистами. Василий Кузьмин из Левого фронта выступил за необходимость объединения с левым крылом националистического движения. А Евгения Отто, Владимир Сиротин и Анна Брюс (Феминистская инициатива) выступили жестко против любого альянса с националистами. Что касается выборов в КС, то все выступающие оценили его как буржуазный и не вполне легитимный орган. Но если большая часть ФЛС выступила против выборов в КС, то меньшинство — КРИ и ЛевСД — выступают с позиции, что КС можно использовать как площадку для пропаганды.
В итоге была принята резолюция, в которой ФЛС говорит о бойкоте выборов в КС при уважении позиции тех людей, которые все-таки решат туда избираться.
Печальным итогом конференции было принятие Другой России, национал-демократической организации в ФЛС. Безусловно, в ДР много левых на частном уровне, такого, скорее, эсеровского разлива, но в целом партия, конечно, крайне правая, реакционная. Это показывает, что для значительной части даже действительно левых, таких как тов.Сергей Удальцов и Денис Зоммер (МОК), формальное прибавление численности и медиаэффект значит больше, чем возможность создания Единого фронта из настоящих социалистических организаций. Отдельные голоса наших активистов, феминисток и ЛГБТ ничего не могли сделать в этом вопросе. Представители КРИ зачем-то накануне покинули зал (возможно, что если бы их голоса были, у нас был бы шанс).

При этом безусловным плюсом можно назвать принятие в ФЛС двух организаций, представляющих теоретический фронт российского марксизма: движение Альтернативы и Молодежный университет современного социализма. Бузгалин А.В., д.э.н., представитель движения Альтернативы, сказал о необходимости правильной теоретической работы. Выступил Федоров Д.Г, представитель Молодежного университета современного социализма, рассказал о многочисленных проектах МУСС, в том числе, о действующем в течение последнего года проекте изучения основ политэкономии, крайне важном для ликбеза наших сограждан, у которых брежневский вариант «марксизма» и постсоветская неолиберальная пропаганда создали полный винегрет в сознании.

Также большой плюс в том, что было много региональных организаций, представители Украины, Казахстана, Таджикистана.

Представитель Левого социалистического действия Владимир Сиротин сказал, что мы должны сотрудничать прежде всего с левой частью демократического и правозащитного движения. Нами должны быть поставлены три основные цели:

демонтаж авторитарного режима, парламентская республика и конфедерация. Недопустимы альянсы с националистами и национал-патриотами. Также нашими союзниками вряд ли могут быть правые либералы, стоящие на крайне реакционных, классово враждебных позициях (хотя это, разумеется, не означает, что мы должны отдавать им протестную площадку). В целом выступающий определил ситуацию как предреволюционную.

На следующий день прошла акция Антикапитализм. Она вывела на улицы около 500 человек. Увы, но это показало мобилизационные ресурсы российских левых. Мы могли бы уравновесить это более четко-левой позицией, но, к сожалению, она также была достаточно размыта. Опять выступал Эдуард Лимонов от Другой России. Были выкрики по поводу ЛГБТ. Кстати говоря, латентно гомофобская риторика была и на конференции. По счастью, в ФЛС пока еще немало сил, которые могут дать ей отпор. Одна из причин, почему мы там пока еще остаемся. Не взирая на многие но. Да, конечно, Антикапитализм получился гораздо более левым, чем значительная часть левых и «левых» акций 90-начала 2000. Но по сравнению с майскими выступлениями, с Первой конференцией — в этом вопросе это был шаг назад. Может быть, это болезнь роста?  Хочется верить. В акции участвовали те организации, которые входят в Форум левых сил либо как члены (ЛевСД, АКМ-ТР, Альтернативы, ЛФ, МОК, МУСС, Новые левые, РКП-КПСС, РРП, РСД, ТР и др.), либо как наблюдатели (анархисты, КРИ). Повторим, что всеми этими силами мы собрали 500 человек. Нашему выступающему не дали слова, сославшись на неисправность техники. Надо сказать, что когда мы стали кричать» нет фашизму» в ответ на гомофобскую реплику » нет ЛГБТ», ДР постепенно свалила с акции. Сильно по этому поводу я не переживаю. В общем впечатление смешанное.
Еще более смешанное впечатление от «Марша Миллионов» 15 сентября. Вроде как, роль левых увеличилась. Хотя среди выступающих по-прежнему только два более-менее реально левых человека — Удальцов и Пономарев. Остальные все те же. Нам снова обещали слово, правда, в частном разговоре (наш активист подавал заявку), но и в этот раз товарищ Удальцов не подходил ни по одному из трех телефонов. Это становится симптоматично. Людей было около 30 тыс. Для времен до активизации протестов это безумно много; после ста тысяч 12-го —  сами понимаете. На самой акции была попытка прыжка нацистов на анархов (как ни странно, в этот раз не на ЛГБТ), но нацисты получили отпор и откатились. Часть людей во главе с Сергеем  осталась до вечера, а потом кое-кто попытался устроить » оккупай» на Чистых прудах. Но особенных масс собрать не удалось, в итоге люди в обоих случаях были рассеяны. Самыми адекватными колоннами, с четкими лозунгами и грамотным их выражением, были: колонна Образование + РСД, Мы+КРИ+ЛГБТ и анархисты.
В итоге какие итоги? Сложно сказать. С одной стороны, протест, как правильно сказала Евгения Отто на конференции, больше никогда не вернется в прежнее состояние, изменилось сознание достаточно ощутимых масс народа. Опять же, как писал один журналист мелкобуржуазной Новой газеты, помимо тех, кто ходит на митинги, есть еще большая часть людей, которая на митинги не ходит, но при этом их сознание уже не вернешь к прежним временам, оно проснулось. По всей стране прокатилась волна забастовок. Многие из них успешны, хотя их цели и носят тред-юнионистский характер. При этом прежний формат митингов (непонятно: надолго или нет) исчерпал себя. Хотя Сергей Удальцов назначил уже следующую дату, 22 октября. Кто знает, что будет тогда. Так или иначе, люди пока хотят новых форм. Пока протест был гибким и перетекал из формы в форму сообразно обстоятельствам, пока он двигался самими людьми — он рос; сейчас мы видим период торможения. В чем-то права та же Евгения Отто, что левые не многого достигли в этой ситуации.
Что дальше? Прежде всего агитация масс, агитация на предприятиях, в ВУЗах, просто на улицах. ОБъяснение людям нашей программы, артикуляция того, что наши цели и цели Немцова — даже не однофамильцы.
Нашем оружием должна быть Политическая стачка. К этой позиции приходит все больше левых. Именно ее и озвучил Владимир Сиротин, активист ЛевСД, на Второй конференции Форума левых сил.

Э.Гольдштейн

Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Powered by WordPress