Наш корреспондент побеседовал с теми, кто ежедневно и самоотверженно помогает фигурантам «тюменского дела».
Напоминаем, в конце августа/начале сентября 2022 года шестерых анархистов и антифашистов: Романа Паклина, Кирилла Брика, Дениза Айдына, Данила Чертыкова, Юрия Незнамова и Никиту Олейника из Сургута, Екатеринбурга и Тюмени — задержали и обвинили в организации террористического сообщества. По версии обвинения, фигуранты занимались «деструктивной деятельностью», испытывали «ненависть к текущему политическому строю» и вели «подготовку к свержению власти». Сами же арестованные вскоре после задержания заявили о жестоких пытках, которые были применены к ним, чтобы выбить из них нужные следствию показания. Сторона защиты считает дело сфабрикованным, а обвинение надуманным.
Когда случилось похищение ребят, ситуация смогла привлечь общественное внимание. Скажите, пожалуйста, предание огласке — это результат вашей работы или резонанс получился сам собой?
Тут, наверное, 50/50. Первыми задержали Дениза Айдына и Кирилла Брика в Тюмени. При этом остальные фигуранты не были в курсе их ареста, но в сети уже появились новости относительно этого. Первые статьи мы увидели уже 1-2 сентября 2022 года — после ареста всех остальных ребят. В 10-х числах сентября корреспондент_ки из разных изданий начали самостоятельно писать партнёркам арестованных и просить их дать комментарий. 14 сентября 2022 года мы запустили тг-канал поддержки. Мы увидели статьи на подконтрольных силовикам тг-каналах и в разных соответствующих медиа о том, что Юра Незнамов якобы вербовал нацистов и ультраправых. Нам стало ясно: эту информацию надо срочно опровергать, иначе подобные жёлтые новости заполонят всё инфопространство и сопротивляться этому станет невозможно. Далее мы самостоятельно искали контакты независимых медиа, изданий, инициатив и писали им с просьбой осветить дело и пообщаться с девочками — партнёрками наших друзей.
Расскажите, пожалуйста, группу поддержки удалось собрать быстро или люди подключались к помощи постепенно?
Команда собралась сама собой, мы и сами не поняли, как так получилось. Люди, персоны, порой даже незнакомые друг с другом, объединились и начали думать, как обеспечить ребят (друзей и просто близких по духу товарищей) квалифицированной юридической помощью и что для этого нужно сделать. Нам очень помог и помогает один человек, сведущий в этом вопросе. Со временем состав команды менялся. Кто-то уходил из-за отсутствия ресурсов, занятости или выгорания, а кто-то приходил. В любом случае мы благодарны кажд_ой участни_це команды за неоценимый вклад и помощь в этой нескончаемой борьбе за свободу.
Вам удалось сохранить внимание к делу ребят и по сей день. Далеко не у всех групп поддержки политзаключённых это получается. Как вы думаете, почему удалось именно вам?
Мы всеми силами стараемся удержать на канале уже имеющихся подписчиц, сохранить их интерес и внимание к делу. Мы стараемся больше рассказывать про самих ребят — Ника, Даню, Дениза, Юру и Рому. Пишем о том, какие они на самом деле, о том, какими их знают друзья, партнёрки, родители. Пишем честно и много говорим о личном — об отношениях, о переживаниях, даже об их питомцах. Мы заметили, что нашей аудитории интересны эти темы. Ну и конечно, мы осознаём, что дело сложное, с несколькими фигурантами, и людям, которые не были знакомы с ребятами лично и которые пришли на канал не сразу, трудно уследить за всеми обстоятельствами дела. Поэтому мы стараемся «распутывать» подписчиц и постоянно структурируем важную информацию. Также мы постоянно взаимодействуем со СМИ. Без работы, которую проделывают корреспондент_ки из различных медиа, у нас бы ничего не получилось.
Новую же аудиторию привлекать на канал невероятно сложно. Конечно, большое количество людей всё ещё следит за делом, помогает оплачивать адвокатов, переживает за наших ребят и читает посты, и мы очень им благодарны! Но всё же, если задуматься, то что такое 2000 человек в масштабе страны?
Ваша работа очень самоотверженная и поистине героическая. Многие люди в такой ситуации могли бы деморализоваться, впасть в депрессию или просто бросить это дело. Что придаёт вам сил, помимо любви и привязанности к парням?
Мы благодарны за эти теплые и добрые слова, но мы никакие не герои. Мы просто делаем то, что должны. Нам помогают единомышленники со всего мира: оплата адвокатов, организация мероприятий, написание статей, переписка с фигурантами и т. д. Всё это — колоссальный общий труд. Наше комьюнити и придаёт нам силы двигаться дальше. Настрой парней, настрой их адвокатов и партнёрок также держит в тонусе.
Мы любим и ценим ребят и просто не можем сдать их репрессивной машине без сопротивления. Нами движет стремление вдохновлять людей со схожими ценностями и общей картиной мира, бороться за своих близких, за общее будущее и не опускать руки, даже когда кажется, что ничего изменить уже нельзя.
Ваша команда невероятно сплочённая. Так сложилось само собой или это результат долгой и отлаженной совместной работы?
Мы взаимодействуем уже четвёртый год и за это время успели сдружиться. Мы учимся друг у друга слушать и слышать, поддерживать, быть внимательными, с сочувствием и пониманием относиться к личным переживаниям, обстоятельствам и количеству внутренних ресурсов кажд_ой участни_цы. Думаем, что комфортная атмосфера в коллективе — это один из важнейших аспектов любого успешного начинания.
Мнение редакции может не совпадать с мнением, озвученным в интервью.
Интервью подготовлено Ильей Соколовым, кандидатом в члены ЛевСД, специально для ЛевСД
Изображение предоставлено группой поддержки «тюменского дела».
