Наш корреспондент Илья Соколов взял интервью у российского историка, музыканта, левого политика и ведущего канала «Вестник Бури» Андрея Рудого (признан иноагентом). Приятного чтения!
Здравствуйте! Большое спасибо, что согласились побеседовать! Далеко не все блогеры с такой большой аудиторией готовы давать интервью каналу на тысячу триста с небольшим подписчиков.
Будем надеяться, что 1300 — это лишь начало.
Спасибо, ну что же, тогда начнём! Расскажите, пожалуйста, почему вы решили стать учителем? И почему именно учителем истории?
Я с детства увлекался историей, регулярно выигрывал олимпиады разных уровней. Собственно, войдя в тройку призёров областной олимпиады, я без экзаменов поступил на истфак ННГУ им. Лобачевского.
Когда же на последних курсах обучения передо мной встал вопрос о том, как зарабатывать на жизнь, то я хотел:
— заниматься тем, что мне интересно;
— работать по профессии;
— приносить обществу хоть какую-то пользу.
Работа учителем соответствовала всем этим критериям.
Канал «Вестник Бури» существует благодаря довольно немаленькой команде. Сейчас даже присутствует разделение на «Вестник Бури» и «Вестник Бури Originals». Расскажите, пожалуйста, как сейчас организована ваша работа.
Наверное, «немалая команда» — это сильно сказано.
Есть редакция «Вестника Бури», которая руководит проектом в целом.
Есть редактор на небольшом довольствии, ответственный за телеграм-канал. Тут же рядом есть с десяток людей, которые помогают с заметками, темами для новостей, а то и статьями на сайт. Какое-то время наши авторы в тг тоже получали оплату. Надеюсь, со временем восстановим эту практику.
Есть команды ютуб-каналов «Вестник Бури» (Кристина, двое монтажёров, редактор и я) и «Вестник Бури Originals» (Даня Тяжкун). Эти подпроекты находятся на самообеспечении, канал «Вестника Бури» даже спонсирует телеграм, а с некоторых пор ещё и делает отчисления в Фонд поддержки левых политзаключённых и на активистские движи в Европе.
Не так давно ваш ролик о сталинских репрессиях снова поставил этот вопрос очень остро. Я, как противник политических репрессий, солидарен с посылом видео. Тем не менее, ряд моих знакомых левых сталинистов считают, что эту тему нужно было поднять, но не в такой вызывающей и провокационной форме. Что вы можете сказать по этому поводу?
Что значит «провокационной форме»? Напротив, по сравнению с нашумевшим прежде роликом про Троцкого здесь подача гораздо более спокойная и без переходов на критику отдельных личностей.
Плюс смею напомнить, что речь идёт об арестах, пытках и убийствах сотен тысяч людей, многие из которых были приверженцами левых идей.
Плюс у «левых сталинистов» есть хитрый приём: под маской «объективности» они занимаются тривиализацией абсолютно чудовищных и (самое главное) деструктивных для дела социализма репрессий, спиливают углы, скидывают на «объективные причины» и «историческую необходимость» откровенные преступления сталинского руководства. Нет, это абсолютно контрпродуктивный и лукавый путь.
Путь этот мне понятен. Мне и самому раньше казалось, что если закруглить углы, то можно привлечь больше просоветской аудитории и её олевачить, «окоммунистичить». СВО* и последующие события показали тщетность и тупиковость такого пути.
В ходе начавшейся дискуссии о сталинских репрессиях наиболее конструктивный диалог у вас получился с Сергеем Новиковым из РКП(и). Как вы думаете, подобные левые сталинисты, которые не пытаются оправдать преступления Сталина, могут совместно с троцкистами и левыми социал-демократами создать сильный блок, который будет способен повлиять на политическую ситуацию в стране?
Не исключено. Более того, мне кажется, что иного выхода нет. Ни у них, ни у нас.
Расскажите, пожалуйста, что случилось с Союзом марксистов? Раньше вы активно агитировали вступать в него и работать внутри этой организации. Сейчас же, судя по вашим и их постам, ничем, кроме полуживой кружковщины, они не занимаются. Какие вы видите причины такого печального развития событий?
Это может быть темой для большого разговора. Союз марксистов на своём пике — в 2020–2021 годах стал действительно, возможно, самой крупной и самой значимой левой организацией в России. Но он и не пережил вызова военного времени (просто не готов был на хоть что-то решительное), и оказался поражённым собственной бюрократией, и идеологически не перешагнул через туповатую догматику. Когда дело дошло до откровенного свинства и наплевательского отношения к людям, которые предопределили успех Союза марксистов — мы ушли. Многие из ушедших сейчас работают в Фонде поддержки левых политзаключённых, «Вестнике Бури» и прочих проектах. СоМ же превратился в полуразобранную машину без мотора, в которой бомжуют или разбирают на запчасти мутные чуваки из какого-нибудь РТФ.
Раньше вы считали, что левые сталинисты и адекватные троцкисты обречены объединяться в условиях ужесточения репрессий, чтобы совместно противостоять беззаконию режима. Что вы думаете об этом сейчас?
Я думаю, это и сейчас возможно — в прошлом году был тот же «Справедливый мир». Вопрос в другом. Я считаю, что будущее марксистской мысли — в перешагивании через сталинизм и троцкизм.
Каких зарубежных левых социал-демократов вы больше всего уважаете? А из русских?
Из зарубежных — это, конечно, Меланшон, Корбин. Это не значит, что я с ними во всём согласен, но это политики, достойные уважения. Посмотрим, каковы будут перспективы у Мамдани и Окасио-Кортес в США.
Среди российских персон не так много известных и, тем более, уважаемых соцдемов. Разве что Павел Кудюкин или Михаил Лобанов.
Каково ваше мнение насчёт дискуссии Ленина и Каутского? Кто в ней, по-вашему, прав?
Дискуссия там была даже не одна, а как минимум две: в первой половине 1910-х и уже после революции в России, когда Каутский был объявлен ренегатом. С годами приходит понимание, что правы и неправы оба, но в разных аспектах.
Конечно, концепция ультраимпериализма не воплотилась в том виде, какой её пророчил Каутский. Но, пережив две мировые войны и крах соцблока, на пару десятилетий капиталистический мир действительно приблизился к этой модели.
Далее. Что касается критики Каутским террора и в целом политики советской власти. Да, Ленин и Троцкий во многом по делу отвечали на данную критику. Но горькая ирония в том, что в конце концов советский проект пошёл именно по тем граблям, которые ему пророчил Каутский, а до этого — Кропоткин.
Поэтому я бы советовал современным марксистам аккуратно, критически, но всё же читать не только ответы Ленина и Троцкого, но и критику самого Каутского.
Вы читали книгу Бориса Кагарлицкого «Долгое отступление»? Если да, то что вы о ней думаете?
Вот её я, к сожалению, ещё не читал, хотя с работами Бориса Юльевича стараюсь знакомиться всегда. Наверстаю.
Каковы ваши мысли о политических позициях Юлия Мартова, лидера меньшевиков-интернационалистов?
Политическая биография Юлия Осиповича весьма длинная. В ней бывали и замечательные, достойные моменты, была и масса ошибок. Когда он осудил Первую мировую или требовал демократизации советской власти — это было правильно, когда выступал против Брестского мира — это было, наверное, не очень правильно. Но в любом случае Мартов среди меньшевиков выглядит весьма достойным персонажем.
Опять же, можно следовать большевистским агиткам и смешивать Мартова, как и Каутского, с грязью, а можно с позиций прошедшего столетия увидеть, что в ряде моментов эти люди были правы.
Как был организован Фонд поддержки левых политзаключённых? С какими проблемами вы столкнулись при его создании?
Во время создания коалиции «Справедливый мир» выяснилось, что многие групп-участники разрозненно помогают свои политзекам. Встал вопрос о том, как эту работу консолидировать. Плюс буквально перед выборами был повторно посажен Кагарлицкий, происходили другие аресты. Либеральные же СМИ и фонды уделяли левым не так много внимания (хотя, стоит признать, гораздо больше, чем многие левые).
Фонд создали в апреле-мае 2024-го и, в общем-то, главные проблемы с тех пор — это сбор средств, периодическая блокировка счетов и жалобы со стороны зетников. В остальном всё ок.
Часть современных российских социал-демократов вступила в партию Яблоко и организовала в ней социал-демократическую фракцию. Они считают эту партию временным парламентским «ковчегом», благодаря которому можно продолжать политическую работу в условиях подавления любой несистемной политической деятельности. Что вы думаете о такой тактике?
Я знаю, что благодаря «Яблоку» несколько соцдемов даже продвигались на посты тех же мундепов, но в целом я считаю такую тактику провальной. Не только потому, что это энтризм в слабенькую и сомнительную буржуазную партию, но и потому, что выхлоп от этого весьма сомнительный. Стали ли социал-демократы субъектом вследствие такой тактики? Нет, не стали.
Несмотря на отвратительную политику верхушки КПРФ, на низах всё ещё остаются добросовестные и оппозиционно настроенные граждане, которые прибиваются к КПРФ только из-за того, что больше не видят другой более-менее влияющей левой силы в обществе. Как, по вашему мнению, это можно преодолеть?
А я думаю, что КПРФ сама это успешно преодолевает. Я помню КПРФ 15-летней давности — уже тогда она была вряд ли левой партией, но, действительно, в ней было немало кадров разной степени дельности — даже порой на депутатском уровне. Теперь всё. После 24 февраля КПРФ вычистила из своих рядов остатки не то что левых, но и в целом мало-мальски приличных людей. Более того, руководство партии заняло такие позиции и транслирует такие чудовищные вещи, что окончательно распугало хоть сколько-нибудь приличных людей. Плюс у КПРФ раньше была «монополия на легальный протест». Сейчас практически нет и этого.
Учитывая всё это, я бы не стал беспокоиться о потоке кадров в КПРФ — его нет, а левые там уже на уровне статистической погрешности. А те, кто после 24.02, после массы репрессивных законов, принятых в том числе и КПРФ (и из-за которых сидят сегодня в том числе социалисты), после избирательной кампании Харитонова и всего прочего до сих пор идут в КПРФ, явно недостойны того, чтобы мы о них думали.
Почему вы стали писать именно рэп? Какую музыку вы любите в целом?
Потому что я уже лет 25 как слушаю рэп и действительно в нём шарю — ещё с тех времён, когда это считалось сродни служению дьяволу. Плюс рэп текстоцентричен, экспрессивен и по форме хорошо подходит под политическую/социальную тематику. Впрочем, если говорить о проекте RUDOY, то он всё больше дрейфует в сторону рока и альтернативы. Тот же альбом «Phonk-metal для скуфов и их детей» и особенно последующие синглы типа «Второй России», «Товарища Си» и «Героя». Собственно, давно записан целый рок/альтернативный альбом (куда в т.ч. и вышеназванные синглы должны были войти). Но есть вероятность, что он никогда не выйдет.
И, в принципе, для меня такое жанровое развитие вполне органично. И не только потому, что я, как человек, окончивший музыкальную школу, стремлюсь к усложнению формы. Но и потому, что помимо хип-хопа всегда слушал и слушаю массу всего.
Только сегодня, слушая фоном «Мою волну» на Яндексе, удивился своему набору, где Эминем, Lil Wayne, Tech N9ne, Слава КПСС сменяются Rammstein, Sarah Where Is My Tea, Hatebreed, Летовым, а затем группой «кис-кис» или вовсе Dua Lipa. Так что я меломан.
Раньше ваш имидж был довольно сдержанным. Сейчас вы довольно часто подаёте материал так, что в комментариях разворачиваются настоящие баталии. Вы сами выработали такой стиль подачи для повышения качества материала или вы всегда были таким человеком и лишь полностью раскрылись на ваших видео?
Наверное, всегда был. Но, безусловно, события последних лет не щадят никого. Главное — периодически открывать ролики Камикадзе Ди, чтобы свериться по шкале с эталоном ШУЕ и корректировать свой курс, к нему не приближаясь.
Какие ваши любимые книги? Почему именно они?
Ха, про это у меня есть аж целая песня — «Книжный чел».
Если не брать всякое марксистское, то главной моей литературной любовью всегда был и остаётся Достоевский. Хотя, конечно, политически и религиозно Фёдор Михайлович мне не близок, но его романы обладают чудовищным психологизмом, завораживающей силой и тем самым гуманизмом и болью к участи бедных людей, которые отчасти когда-то склонили меня влево. «Братья Карамазовы» — несомненный шедевр.
Вообще, русскую классику люблю и уважаю. Она очень сильно на меня повлияла. Кстати, со временем даже те вещи, которые не производили в юности сильного впечатления, проявляют своё величие — тот же «Обломов». Очень русская и очень сильная вещь.
Из советского пласта — несомненно, Шолохов.
Из современного — когда-то не пропускал ни одной книги Пелевина. Его книжка «Transhumanism inc.» была единственной бумажной книгой, которую я взял с собой в первую эмиграцию, и, кажется, в какой-то момент она помогла мне морально. Но, с другой стороны, Виктор Олегович давно уже не торт. Новый роман в аудиоформате включил было, потом подумал «нахрена?» и выключил.
Конечно, Лимонов. Особенно первый его роман — это великое творение. Обидно, что эту книгу все знают по скандальной сцене с бездомным афроамериканцем.
Ну и Владимир Сорокин, естественно. «День опричника» — возможно, главное произведение в контексте современной России.
На самом деле, много всего к этому можно добавить.
Назовите, пожалуйста, три ваши любимые цитаты. Необязательно, чтобы это были цитаты из книг или фильмов. Вдруг вы очень любите цитату кого-то из вашей семьи, друга или знакомого?
«Надо заставить народ ужаснуться себя самого, чтобы вдохнуть в него отвагу», — кажется, вечно актуальная цитата Маркса.
«Я хожу налево, как Андрей Рудой» (Воровская Лапа/Слава КПСС).
Ну и, конечно, главная цитата российских окололевых, а шире — многих россиян и не только их: «Величайшей ошибкой было бы думать» (В.И. Ленин, “Начало бонапартизма”, 1917 год).
Какие у вас ещё есть хобби, помимо музыки?
Спортзал. И, конечно, создание видео. Вообще-то блог на ютубе — это моё хобби, ставшее работой и единственным источником заработка.
Вы считаете, что текущие тенденции внутри российского левого движения позитивные или негативные?
И те, и другие есть. Диалектика.
И последний вопрос. Если вам вдруг поставят памятник в Нижнем Новгороде, как бы вы хотели, чтобы он выглядел? Или вы вообще не хотите памятник?
Тут, как писал Маяковский: «Пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм». Всё остальное — либо не столь важно, либо даже вредно.
*автор сказал другое слово, которое мы вынуждены заменить по цензурным соображениям
Мнение редакции может не совпадать с мнением, озвученным в интервью.
Интервью подготовлено Ильей Соколовым, кандидатом в члены ЛевСД, специально для ЛевСД
Фото предоставлено Андреем Рудым.
