За штормами в Интернете находятся живые и страдающие люди, яркие судьбы, при этом сам Инет отделяет личности от их обликов в информационном поле: переживания от страданий свободы слова в лице Павла Дурова сменяются на страдания от переживаний о единстве российской оппозиции на примере Невзлина и (не)заказанных им фигур, а вскоре публике придётся уже напоминать, что, собственно, происходило — новые инфобури прогонят собой предшествовавшие.
Информационный образ на то и образ, чтобы отделяться от реальных действующих субъектов истории: сквозь фильтры восприятия доходит лишь линейная статичность, а сами, например, Дуров или Невзлин, — они живые, а значит, противоречивые, меняющиеся, не укладывающиеся в штампы «хорошизма» либо «плохизма», как, впрочем, и Певчих, и кто угодно.
Когда мы, сами неоднозначные, видим зеркальную нашей нелинейность других людей и событий, к нам приходит растерянность. Искомая упрощённая «героичность», как и что угодно в поле искомой монументальности, вдруг оказывается недостижимой при столкновении с реальной многофакторностью бытия, интересов, запутанностей. А информационные ветры несут уже новые образы и сомнения…
Как же быть, если всякий инфовзрыв так или иначе сметает прежние представления о том, что хоть где-то существует одномерно правильный «барельеф героя»? — Особенно не переживать: инфоволн придёт ещё больше, а реальные люди склонны развиваться, то есть и ошибаться, и не соответствовать ожиданиям от них, что естественно, и конфликтовать, и очаровывать, и разочаровывать.
На самом деле образ — это горизонт: мы приближаемся к горизонту, а он отдаляется от нас, только пейзаж на месте кажущейся линии горизонта — живой и не умозрительный. Что бы нас ни шокировало, ничто не должно опускать наши руки — ни весть о былом кумире, ни удивление от новых ролей у привычных актёров, ни странности поведения. Делать общее дело даже там и тогда, где и когда это самое общее дело дробится на осколки эгоистических проявлений, когда слабые или сильные люди отрывают от общности свои приватизированные лоскутки и ссорятся, мирятся, «не то имеют в виду».
Да, хранить стойкость делания — это высокая планка. Улучшение общества там, где, кажется, дымится лишь пепелище, улучшение, невзирая на войны интересов, когда тебя бьют по твоим работающим рукам, толкают под локоть, — это сила.
Но ведь нам просто не остаётся иного варианта поведения, если мы впряглись в этот незримый пассионарный воз. Что бы и как бы там ни было!
Александр Альфредович Адельфинский, ЛевСД, Франция.