В последние годы наша власть постоянно поднимает тему защиты детей. И даже принимает законы, «защищая» детей то от информации, то от интернета, то от «пропаганды гомосексуализма» и иностранных усыновителей. Вряд ли эти инициативы действительно инициируются в интересах детей, особенно того больного ребенка из Нижегородской области, которого не дали усыновить иностранцам и он умер в нашей стране. Скорее интересами детей прикрываются для сужения сферы свободы всех граждан — и взрослых, и несовершеннолетних.
Для защиты детей необходимо действовать иными методами. Действенным начинанием в области защиты прав детей стало бы появление в нашей стране институтов ювенальной юстиции. В 2009 году Россия частично ратифицировала Европейскую социальную хартию. В статье 17 этого документа прямо говорится о необходимости обеспечить детям и молодым людям, с учетом прав и обязанностей их родителей, заботу и помощь, образование и воспитание, в которых они нуждаются, в частности, путем создания необходимых для этого служб, а также ограждать детей и молодежь от пренебрежения, насилия и эксплуатации.
Есть уже проекты федеральных закона (ФЗ) о введении ювенальной юстиции: это и законопроект члена Общественной палаты Олега Зыкова, и его переработанный в сторону большего гуманизма вариант, подготовленный юристами социал-демократической группы «Левое Социалистическое Действие». В проектах этого ФЗ есть запрет на домашнее насилие в отношении детей (включая полный запрет телесных наказаний, психологического унижения ребенка). Также в этих документах записано, что целями ювенальной юстиции является расширение восстановительного (реабилитационного) подхода при осуществлении правосудия в отношении несовершеннолетних, помощь малообеспеченным семьям (материальная, социальная, психологическая), доступность для детей социально-правовой помощи. Особо подчеркивается ненаправленность системы ювенальной юстиции на разлучение детей и родителей, кроме случаев реальной угрозы жизни и здоровью детей.
Для функционирования ювенальной юстиции будут необходимы ряд государственных и муниципальных учреждений: ювенальные суды и прокуратуры, ювенальная полиция в составе МВД, социальные, реабилитационные и кризисные центры. Для работы с детьми нужен особый подход, а значит, и специальное обучение работников, задействованных в этой области.
Надо всем уже понять, что ребенок — это маленький человек, полноценная личность. Его нельзя заставлять бояться, и у него есть свое личное пространство. Это плохое воспитание, когда в семье избивают, унижают, наказывают детей. Об этом в нашей стране говорили агитплакаты еще в 20-х годах прошлого века, когда к проблеме воспитания стали относиться по новому гуманистическому подходу.
Противники ювенальной юстиции утверждают, что она поставит «на поток» изъятие детей из семей по малейшему поводу, что ребенок будет во всем прав, а родители виноваты. Такая система разрушит семью, утверждают православные патриоты и другие консерваторы, сторонники домостроя. Действительно ли она так страшна, как ее малюют на своих митингах безумные в своих бурных фантазиях персонажи, верящие в «план Аллена Даллеса» и всемирный масонский заговор?
Это далеко не так. Ювенальная юстиция сделает семью более цивилизованной и менее патриархальной, а жалобы детей должны будут тщательно проверяться: здесь не будет исполнение любого каприза ребенка.
А вот по вопросу лишения родительских прав есть интересная статистика.
В бюллетене Верховного суда России № 7 от 2012 года указывается, что в 2010 году отечественными судами были удовлетворены требования о лишении родительских прав по 56 117 делам, что составляет 91,5% от числа таких дел, рассмотренных с вынесением решений.
Во Франции же с населением немного меньшим половины российского, согласно статистике ONED (Государственной организации защиты детей), из более чем 266 000 несовершеннолетних, оказавшихся в 2009 году в фокусе внимания ювенальной юстиции, только в отношении 13 378 были заведены дела об изъятии из семей. Реальным же изъятием завершились менее 10 000 дел. При этом такие решения подлежат обязательному регулярному пересмотру. В большинстве случаев такие меры не означают утраты родительских прав: родители могут навещать своих детей, общаться с ними по телефону, переписываться, делать подарки.
Из этих цифр можно понять, что статистика далеко не в пользу России, где ювенальной юстиции нет. У нас же без всякой ювенальной юстиции принимаются различные законы против иностранных усыновлений, увеличивая процент детей, живущих без родителей в чудовищных условиях российских детских домов. Есть сейчас и случаи попыток изъятия детей по политическим мотивам, например у левой активистки Галины Дмитриевой.
А 5 сентября в Думе зарегистрирован законопроект о необходимости лишения родительских прав всех людей, допускающих «нетрадиционные сексуальные отношения». Если даже под этими «нетрадиционными сексуальными отношениями» понимать исключительно однополые сексуальные акты, то исходя из того, что в среднем представителей ЛБГТ — 5% населения, количество изъятых детей увеличится в разы!
В пояснительной записке автора законопроекта — депутата Журавлева указывается, что родители должны «уроками жизни, а подчас и собственным примером воспитывать в ребенке традиционные семейные ценности, верность Отчизне, уважение к старшему поколению и многие другие общечеловеческие ценности». Депутат ссылается на законы, которыми внесен запрет на пропаганду нетрадиционных отношений среди детей. Он считает, что административной ответственности за это мало, а значит, необходимо лишать лиц, допускающих однополые интимные отношения, родительских прав.
Механизм работы этой «нормы права», во-первых, непонятен. Будет ли создана специальная служба или отдел ФСБ, подсматривающий за сексуальными отношениями граждан, выявляя среди них нетрадиционные. Или действовать это будет исключительно по доносам рассорившихся супругов друг на друга и силами бдительных «патриотически» настроенных граждан, которые начнут сдавать своих соседей и знакомых органам карательной опеки?
Во-вторых, ясно, что такой закон прямо противоречит Конституции и нормам международного права. Этот закон противоречит и рекомендации Комитета министров Совета Европы (поддержанной Россией в 2010 году) о мерах по борьбе с дискриминацией по признаку сексуальной ориентации или гендерной идентичности. Пункт 26 этой рекомендации провозглашает: «Принимая во внимание то, что наилучшие интересы ребенка являются главным критерием при принятии решений относительно родительской ответственности за ребенка, попечительства над ним, государства-члены должны гарантировать принятие таких решений без дискриминации, основанной на сексуальной ориентации или гендерной идентичности».
Законопроект Журавлева должен настораживать. Если Россия все дальше будет идти от принципов светского государства в сторону домостроя, патриархата и политики государственного шовинизма — такие законы вполне могут стать реальными. А количество изъятий несовершеннолетних от родителей возрастет в несколько раз. Ведь детей, без всякой ювенальной юстиции, начнут отбирать у всех неблагонадежных, включая оппозиционеров, например, за недостаточно патриотичное воспитание, и членов независимых профсоюзов — за их бедность.
Государственная забота о детях похожа на скальпель, которым можно либо удалить опухоль, либо убить. Ее можно использовать правильным способом, как, например, используется ювенальная юстиция в странах Европы, но при использовании в политических интересах правящего режима мнимая «забота» может причинить огромный вред и детям, и их родителям.
Текст передан в редакцию через адвокатов Н. КАВКАЗСКОГО