В период пандемии, пока публичные мероприятия фактически запрещены (видимо, за исключением Хабаровска), самое время заниматься выяснением отношений с властью в рамках юридических процедур. Этим сейчас занимается ЛевСД на Урале — 29 июля в Челябинске состоялось рассмотрение кассационной жалобы по иску к Министерству общественной безопасности Свердловской области.
Мы ранее не сообщали об этом судебном разбирательстве, но, видимо, пришло время вкратце рассказать об этой истории.
В конце августа 2019 года среди левых сил Екатеринбурга появилась идея провести марш «Антикапитализм». Объединенная коалиция левых, в которую вошло и «Левое социалистическое действие», запланировала проведение шествие и митинга на 28 сентября в центре города. Понимая, что власть попытается сорвать оппозиционное мероприятие, были выбраны 3 альтернативных маршрута, на каждый из которых было подано отдельное уведомление – в первый допустимый день подачи, 12 сентября.
Думаю, что никто не удивится, узнав, что всем трем уведомителям Министерство общественной безопасности, которое ведает согласованием публичных мероприятий в Екатеринбурге, сообщило, что в центре провести шествие и митинг невозможно – и отправило левых в различные места подальше от центральной части города.
Интересна причина, по которой они отказали – якобы в этот день (28 сентября) по всему центру города будут проходить мероприятия фестиваля «Осень Уральского следопыта». Про сам этот фестиваль ранее мало кто слышал, но действительно журнал «Уральский следопыт» у нас в городе достаточно известен и уважаем. Однако, путем несложных поисков в интернете было выяснено, что фестиваль планируется к проведению только в один день — 21 сентября, о чем сообщала реклама и расписание мероприятий на сайте организатора.
Возмутившись таким наглым отказом, все трое заявителей подали в районные суды. Именно на судах выяснилось, что у Министерства общественной безопасности на руках было письмо от 3 сентября 2019 года из Департамента общественных связей Администрации Екатеринбурга, подписанное начальником департамента Мариной Леоновой.
В этом письме Администрация сообщала о своем намерении по заявке некоммерческой организации «Уральский следопыт» провести указанный фестиваль в течение 5 дней — 21, 22, 23, 28 и 29 сентября с 10 до 20 часов на всех тех же улицах и площадях, где мы планировали проводить «Антикапитализм». Потом (13 сентября) Администрация Города даже выпустила отдельное постановление «Об организации и проведении молодежного фестиваля «Осень уральского следопыта», где добавила к проведению фестиваля еще один день (20.09). При этом постановление о подобном масштабном фестивале нигде не публиковалось – на официальном сайте администрации города и в печатных изданиях его нет. О дополнительных днях празднования (кроме 21 сентября) также нигде не сообщалось — не было ни рекламы, ни сообщений в СМИ, ни информации от организаторов.
Как вы уже догадались, никакого фестиваля на улицах города не проводилось, кроме единственного дня проведения – 21 сентября. Мы специально зафиксировали на видео то, что улицы и площади в остальные дни были пусты, и даже получили соответствующее подтверждение из ГУВД.
Согласно действующему закону «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» заявители митингов и шествий не могут подавать уведомления ранее 15 дней до начала мероприятия. Проведение же фестивалей как культурно-массовых мероприятий не подпадает под действие этого закона. Подобные мероприятия регламентируются отдельным Постановлением Правительства Свердловской области, в котором 15-дневный срок также прописан. Однако, районный и, позднее, областной суды на сроки в Постановлении Правительства Свердловской области внимание не обращали.
Ведь очевидна явная несправедливость – заявители митингов ограничены в сроках, а заявители фестивалей в сроках, оказывается, неограничены. В таком случае у таких псевдофестивалей появляется приоритет.
Более того, суды отказывались привлекать в качестве соответчика администрацию города и вообще устанавливать, каким образом появилось первоначальное письмо из администрации города. Крайне подозрительно выглядит то, что фестиваль должен был проходить именно в тех местах, куда подавали заявки трое уведомителей. Существует вполне обоснованное предположение, что документ (письмо из администрации города) выпущен «задним числом». Но на подобные вопросы апелляционный суд заявил об отсутствии оснований для недоверия представленным документам.
В итоге «Антикапитализм» в Екатеринбурге пришлось проводить 26 октября и снова не в центре, а в спальном районе города — в связи с очередными придирками Министерства общественной безопасности.
Однако, споры о правомерности первоначального отказа остались. В этот раз, уже почти год спустя суд проходил в Челябинске, где с недавних пор находится окружной кассационный суд. Кроме активистов ЛевСД Екатеринбурга и Челябинска, на суд приехал первый секретарь Свердловского отделения ОКП Юрий Черноскутов.
Основной наш аргумент по защите конституционного права на свободу собраний был в том, что по мнению нижестоящих судов, любое сообщение из администрации города, полученное с нарушением сроков и при неясных обстоятельствах, может привести к фактическому запрету любых публичных мероприятий в городе.
В качестве экстремального примера — в адрес Министерства общественной безопасности может прийти бумага, что в течение всего следующего года каждый день с 8 до 22 часов планируется проведение некоего фестиваля на всех улицах Екатеринбурга. В таком случае любое проведение публичного мероприятия не будет согласовано, а уведомителей отправят за черту города. При этом сам фестиваль проводить никто не обязан.
Мы просили у суда, что если такая ситуация действительно возможна, прямо прописать это в решении.
Эту просьбу суд выполнил, указав в постановлении: «Для администраций муниципальных образований такой срок [срок подачи уведомления] в целях обеспечения общественного порядка и безопасности участников при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей не установлен, в том числе при обращении в Министерство».
Исходя из этого положения, наши требования об отмене решений нижестоящих судов были отклонены.
Подобное решение означает то, что отныне администрация города может без проблем блокировать проведение любых политических акций, прикрываясь псевдофестивалями и отсылая заявителей на безлюдные окраины. Проконтролировать «межведомственное взаимодействие» чиновников пока нереально, оно, по мнению суда, базируется на «доверии» к органам власти. Ну, а публиковать решения о проведения таких «фестивалей» тоже, получается, не надо.
В таких условиях заявитель митинга, пикета или шествия оказывается полностью зависимым от благосклонности главы города.
Мы не согласны с подобным решением суда и будем пытаться оспаривать его в Верховном суде.
Игорь Филиппов, ЛевСД — Екатеринбург
Фото: Андрей Джимшиташвили, Юрий Черноскутов, Игорь Филиппов