Левое социалистическое действие
социал-демократическая организация

13 марта 2020

Илья Печенин: Глупость или измена?

В последнее время в отечественных СМИ слишком часто появляются скандальные новости, связанные с библиотеками. Это и нашумевшее слияние РГБ и РНБ, и модный показ одежды в Ленинке, и непрекращающаяся смена директоров в Иностранке, и новости о провинциальных библиотеках, от которых волосы встают дыбом: закрытие единственной библиотеки в малых городах и селах, слияние, оптимизация… Буквально несколько лет назад библиотеки еще не были фигурантами новостей, эта нездоровая тенденция последних лет заставляет задуматься, а может уничтожение целой отрасли культуры происходит совершенно осознанно, может, есть силы, поставившие себе задачу разрушить эту важнейшую составляющую нашего культурного достояния? Или это происходит исключительно из-за халатности, недосмотра, непонимания?

К сожалению, негативные тенденции не обошли стороной и крупнейшее в нашей стране собрание исторической литературы – Государственную публичную историческую библиотеку. Находящееся в самом центре Москвы здание уже давно требовало ремонта, и вот, наконец, в 2013 году он начался. Было отреставрировано старое здание: фасад приобрел подобающий вид, произведена отделка внутренних помещений, были усилены перекрытия, сделана новая кровля. На время ремонта библиотека не закрывалась. Читальные залы работали в пристроенном в 1989 году новом здании. Автор данной статьи более 11 лет проработал в библиотеке и не понаслышке знает обо всех проблемах, с которыми сталкивался коллектив в 2010-е годы.

Сотрудники встретили ремонт с большим энтузиазмом, занимались упаковкой книг и оборудования, всем коллективом перемещали с этажа на этаж каталожные ящики. Однако уже на том этапе прозвенели тревожные звоночки. Перенесенный с таким трудом на третий этаж карточный систематический каталог уже через несколько месяцев пришлось запаковывать. Из ящиков вынимались карточки и заворачивались в целлофан. Возник вопрос о сохранности каталога. Якобы он должен был находиться на некоем складе, а потом его должны были вернуть. Или вообще отказаться от карточного каталога, пользоваться только электронным. Уже этот вопрос выявил наиболее характерную черту библиотечного руководства, которую оно с завидным постоянством проявляет все эти годы. Оно не считает нужным информировать сотрудников. Совершенно ни о чем. Ему, начальству, виднее. Сотрудники вынуждены работать в полном информационном вакууме и питаться лишь слухами. Неужели директор библиотеки и его замы заранее не знают о своих планах? И это касается не только вопросов ремонта и упаковки книг и каталогов, это касается всех аспектов работы. Это очень мешает работе, сказывается на производительности, да и просто раздражает.

Другая черта политики руководства, которая проявилась во время ремонта – быстро меняющиеся планы и приоритеты. Сегодня оно говорит одно, завтра совершенно другое. Очень показательный пример случился в июле 2013 года. Сотрудникам запретили… уходить в отпуска. Несмотря на то, что график отпусков утверждается заранее, осенью предыдущего года. Это в июле, в разгар отпускного сезона. Под предлогом того, что нужно срочно переезжать в новые помещения, начинается ремонт. Причем заранее не предупредили. Люди уже планировали свой отдых, купили путевки…

Может возникнуть резонная на первый взгляд мысль, что поэтому начальство ничего и не сообщает, что планы меняются, однако для меня такой ответ неприемлем. На то оно и начальство, чтобы четко и детально проработать план работы, согласовать с заведующими и сотрудниками. Иначе это просто называется халатностью и безалаберностью, неумением организовать рабочий процесс.

Вопиющий случай произошел позднее, уже в 2014 году. Сотрудники отдела систематического и предметного каталога уже работали в филиале на Вильгельма Пика, д. 4. И вдруг – звонок от заведующей. Срочно приезжайте на Старосадский и пакуйте каталог. Времени в обрез. Сотрудники помчались в разгар рабочего дня, бросив все свои дела, на Китай-город…

Так получилось, что ремонт старого здания совпал с присоединением к библиотеке филиала. Государственная общественно-политическая библиотека прекратила свое существование и с марта 2014 года стала называться Центром социально-политической истории Государственной публичной исторической библиотеки, сокращенно ЦСПИ ГПИБ. Автор тогда работал на территории ЦСПИ и столкнулся с массой неудобств, вызванных этим размещением.

Здание ЦСПИ находится на территории Российского государственного социального университета, РГСУ. Оно фактически встроено в один из его учебных корпусов. Если не знаешь, куда конкретно тебе нужно, ты никогда в жизни не догадаешься, что вот именно здесь находится библиотека. Когда я там работал, сотни раз студенты спрашивали, где находится та или иная учебная аудитория, читатели спрашивали, где находится читальный зал… Состояние здания оставляет желать лучшего, течет крыша, у входа почти полностью разломан асфальт. Может быть, прежде чем присоединять этот филиал, руководству ГПИБ следовало бы озаботиться о ремонте? Что? Нет на все средств? Нужно ведь и на Старосадском ремонтировать. Тогда не надо вообще присоединять, нельзя решать свои проблемы за счет сотрудников. Я не говорю уже о том, что мебель для сотрудников была выделена старая, не отвечающая технике безопасности, компьютеры также старые. Переезд осуществлялся в страшной спешке, буквально за один день. Комнаты и коридоры долгое время были захламлены старым не использующимся оборудованием. Старые каталожные шкафы и прочую рухлядь убрали из коридора только в январе 2020 года.

Несколько отделов – комплектования, сектор учета, отдел обработки и отдел систематического и предметного каталогов – были перемещены на время ремонта старого здания в эту пристройку на территории РГСУ.  Территория университета на пропускном режиме и сотрудники библиотеки каждое утро вынуждены дожидаться, пока студенты пройдут через пункт охраны. Хотя какое отношения охрана РГСУ имеет к пропускам ГПИБ? Никакого. Осень 2019 года сотрудников ГПИБ не выпускали с территории РГСУ после работы, так как из-за приезда Путина во ВГИК ул. Вильгельма Пика была перекрыта.

То же самое касается проезда транспорта на территорию РГСУ. Отдел комплектования заказывает литературу у поставщиков. А поставщики могут попасть ко входу, только минуя пост охраны по заранее заказанному пропуску. Но не всегда пропуск можно заказать заранее. Зачастую начальства на месте не бывает. Оно или в отпуске, или на Старосадском, или еще где-нибудь. Охрана тоже относится к этим пропускам довольно халатно, не передает их вовремя непосредственно на вахту.  В итоге сотрудники отдела комплектования вынуждены встречать машины на улице и самостоятельно разгружать их, подписывать документы буквально на коленке в любую погоду.

Пропускной режим усложняет доступ к нам дарителей, курьеров от поставщиков, которых мы вынуждены встречать на проходной РГСУ и подписывать документы вне кабинета, на улице при любых условиях погоды.

Нам самим добираться до поставщиков, дарителей, ездить в институты, издательства и т.п. гораздо дольше, чем из здания в Старосадском переулке, так как значительное количество организаций находится в центре города. Большая часть рабочего дня при подобных ситуациях тратится на дорогу. В большинстве организаций вызывает недоумение, почему мы работаем не в старом здании, а на территории нового филиала.

Мы лишились некоторых поставщиков, и можем лишиться и других при работе в таких условиях. Репутация ГПИБ при функционировании в таких сложившихся условиях страдает.

Вообще публичная библиотека не очень хорошо функционирует на территории университета. Студенты — народ шумный, а в библиотеке должна быть тишина. Во время празднования дня знаний 1 сентября, во время летних спортивных игр сотрудники были вынуждены прекращать работу, т.к. работать в таких условиях было попросту невозможно.

Все эти вопросы уполномочена была решать заведующая ЦСПИ Елена Николаевна Струкова. В ее обязанности входит договариваться с ректором РГСУ Натальей Борисовной Починок обо всех этих вопросах. Однако исходя из того, что сложности не прекращались, можно судить о том, что никаких конструктивных результатов Струкова не добилась.

Сотрудники согласились поработать в худших для себя условиях лишь временно, на период реставрации основного здания. Никто не ожидал, какой фортель выкинет руководство. Как уже говорилось выше, характерной чертой библиотечной политики было ничего не сообщать коллективу о грядущих планах. И лишь в конце 2019 года мы узнали, что наше перемещение было совсем не временным…  Оказалось, что за время ремонта отделы в основном здании и в пристройке 1989 года на Старосадском переулке переместили таким образом, что для нас совершенно не осталось места. О нас попросту забыли, выкинули нас из головы. На книжной выставке-ярмарке ММКВЯ-2019 директор ГПИБ Афанасьев Михаил Дмитриевич цинично заявил, что все отделы разместились в отреставрированном здании, все всем довольны.

Между тем речь идет об отделах, благодаря которым осуществляется текущее комплектование, обработка и систематизация литературы. Они оказались оторваны от книжного фонда, от каталогов, от читателей, от дарителей. Сложно осуществлять руководство разорванным отделом, координировать работу сотрудников.

Почти все книжные пожертвования приходят на Старосадский, принимаются сотрудниками других отделов. Было несколько случаев, когда они терялись. Пожертвования должны разделяться на современную литературу и букинистику. Но букинист у нас работает на Старосадском, а специалист по текущей литературе – на Вильгельма Пика. Чтобы купить литературу, мы должны знать, что она не подарена. Однако порой случались курьезы: мы заказывали литературу, а ее, оказывается, уже принесли в дар на Старосадский.

И это касается не только пожертвований, это касается всей организации работы разорванных отелов. Книжное комплектование отделили о комплектования периодики, теперь первое находится на Вильгельма Пика, а второе на Старосадском. Отдел комплектования работает с большим объемом документов. Однако бухгалтерия и канцелярия также находятся в основном здании «исторички».

Из всего этого очевидно, что в штате должны быть водитель и курьер. (Я уже не говорю о том, что эти перемещения ничем не оправданы, их можно было бы избежать). В настоящий момент один водитель занимается всеми перевозками, причем приезжает раз в неделю. Можете себе представить скорость работы в подобных условиях.

Отдел комплектования организует выставки новых поступлений для сотрудников библиотеки. Сотрудники читальных залов вынуждены ездить на ул. Вильгельма Пика, д. 4, к. 2, чтобы заказать выставочную литературу.  Налицо неэффективное использование рабочего времени сотрудников. Порой нам нужно оперативно решить вопрос о приобретении изданий, не всегда это удобно сделать по телефону, некоторые заказы приходится уточнять на следующий день или через неделю.

Напоследок коротко о бытовых проблемах. Почти все сотрудники долго работали на Старосадском. Многие туда и устраивались в свое время.  Ездить на Вильгельма Пика, д. 4 почти всем намного дальше. Здание находится довольно далеко от станции метро «Ботанический сад». В 2015 году ближайший выход из метро был закрыт, в 2017 году ремонтировался парк, по которому пролегает единственный путь от станции к библиотеке. Открывшая было станция МЦК оказалась отрезана стройкой. Сейчас снова возле южного выхода из метро «Ботанический сад» начинается ремонт… Все эти годы сотрудники терпят неудобства, добираются на работу в обход. Ежедневно каждый сотрудник тратит дополнительно в среднем около часа своего времени. Если сотрудники на Старосадском после окончания ремонта имеют возможность питаться в библиотечной столовой в обеденный перерыв, причем со скидкой, то сотрудники на Вильгельма Пика едят, как правило, на  рабочем месте, потому что у них нет ни времени, ни средств питаться в студенческой столовой РГСУ, где и цены выше, и качество блюд отвратительное, и огромные очереди из студентов. Многие сотрудники получили там пищевое отравление.

Руководство не замечает и не хочет замечать недостатки своей бездумной политики. Складывается такое впечатление, что оно вовсе не понимает, что натворило. На мою служебную записку, где я объяснил, какие сложности вызвало такое размещение отделов, оно отреагировало странным образом, обратив внимание на совершенно частные вопросы, а сути проблемы не увидело. В итоге, я вынужден был обратиться с жалобами в Министерство культуры, в трудовую инспекцию и в прокуратору о нарушении трудового законодательства. Пока адекватной реакции от указанных инстанций не последовало. В феврале 2020 года я был вынужден уволиться, так как продолжать дальше работать в такой обстановке не вижу смысла.

Я очень хочу привлечь внимание общественности к проблеме дальнейшего нормального существования этой прекрасной библиотеки. Это то немногое, что еще сохранилось из нашего культурного наследия. Ничем не оправданное, совершенно нерациональное размещение отделов наводит на мысль о совершенно намеренном усложнении работы всей библиотеки. Говоря словами Милюкова, хочется заявить, что это, глупость или измена? Это не может продолжаться бесконечно. Хочется надеяться, что работа библиотеки нормализуется, а виновные в подобной безалаберности будут привлечены к ответственности.

Илья Печенин

Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Powered by WordPress