В преддверии региональных выборов 1 сентября, в прошедшее воскресенье 25 августа в Лейпциге прошла акция, направленная против «Альтернативы для Германии». Партия «Альтернатива для Германии» (АдГ) в Восточной Германии пользуется большой популярностью, существует значительная вероятность того, что она займет первое место во всех трех землях, где пройдут выборы. В Саксонии ее основным соперником является Христианско-демократический союз (ХДС), представитель которого Михаэль Кречмер сейчас занимает должность премьер-министра Саксонии.
Впрочем, ХДС в числе организаторов акции в защиту демократии «Рука в руке» (так она официально называлась) не числилась. Более того, на мой взгляд, ХДС как правоцентристская партия тоже являлась завуалированной мишенью критики организаторов. Кречмер, например, указывал на проблему с миграцией, в том числе связывая ее с повышенной преступностью среди приезжих. До 2022 года он лично встречался с Путиным и ратовал за прекращение санкций. В сотрудничестве с АдГ на местном уровне Кречмер тоже не видел ничего плохого. В итоге представителей ХДС на митинге или демонстрации увидеть не удалось.
Основными (но не единственными) организаторами выступали партии, которые составляют правящую коалицию Германии (Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), «Зёленые», «Свободные демократы» (СвДП)), партия «Левые», иные политические и общественные организации. В целом, в Лейпциге очень сильно движение против нацизма, с которым у многих напрямую ассоциируется АдГ. Регулярно проходят митинги и демонстрации антифашистского толка, а граффити и наклейки против АдГ можно встретить чуть ли не на каждом доме. Но несмотря на это на выборах в Горсовет Лейпцига «Альтернатива для Германии» сумела получить 17% и занять 3-е место после ХДС и «Левых». Опросы по всей Саксонии предсказывают, что АдГ наберет более 30% голосов, в основном, за счет небольших городов, где ее популярность существенно выше, чем, например, в Лейпциге.
По опросам в земельный парламент (ландтаг) пройдут СДПГ и «Зелёные», прохождение «Левых» уже под большим вопросом, а СвДП же явно не проходит. По сути, эта акция была последней попыткой перед выборами улучшить свой результат для данных партий.
По заявлениям организаторов на акции присутствовало около 11 тысяч человек – достаточно впечатляющая цифра. Но вообще-то бывало и больше. 21 января 2024 года на улицы города против правых вышли 60-70 тысяч человек. Многочисленной была и аналогичная акция протеста 8 июня – до 15 тысяч человек. Последний рывок получился не настолько убедительным, как хотелось бы.
Возможно поэтому одним из основных лейтмотивов на митинге, проходившим перед демонстрацией, было требование законодательного запрета АдГ как правых экстремистов. Юридическое давление на эту партию вполне оправдано, но вряд ли получится подобными методами подавить недовольство голосующих за «альтернативу».
Один из говорящих лозунгов АдГ – «Наши деньги для наших людей». Что подразумевается под ним понятно – ограничение миграции, снижение расходов на содержание приезжих, депортация тех, кто не смог получить убежище. Последнее, кстати, относится и к россиянам, бежавшим от мобилизации – несколько тысяч таких находятся в Германии в подвешенном состоянии, так как убежище на основании только лишь потенциальной угрозы мобилизации не дают. Впрочем, такие россияне это лишь капля в море мигрантов – большее раздражение у немцев вызывают сирийцы и другие «неевропейского» вида беженцы. Постепенно в Германии нарастает нежелание оплачивать социальные пособия украинцам, бежавшим из своей страны – отсюда различными политическими силами поднимается тема «мира», что подразумевает обычно принуждение Украины к переговорам. С такой пропутинской повесткой идет на выборы «Блок Сары Вагенкнехт», который по опросам набирает около 15%.
Как повлиять на эти политические расклады пока непонятно. Радует, что в Лейпциге есть десятки тысяч людей, которым это небезразлично. Но что ожидать вынужденным мигрантам при новой власти, сказать сложно. Например, на митинге выступали афганские женщины – их возвращение в Афганистан смертельно опасно. Но и интеграция может занимать годы, а терпения у немцев может не хватить.
Игорь Филиппов, ЛевСД