Левое социалистическое действие
социал-демократическая организация

28 мая 2012

ЛевСД подготовило законопроект по ювенальной юстиции

Filed under: Права детей — admin @ 12:41

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования
Предметом настоящего Федерального закона являются отношения, складывающиеся
в ходе реализации и обеспечения прав, свобод и законных интересов ребёнка
(несовершеннолетнего) государством, его институтами, в том числе судами и иными
государственными органами, органами местного самоуправления, при участии
неправительственных некоммерческих организаций и физических лиц.

Статья 2. Понятие системы ювенальной юстиции
Под системой ювенальной юстиции понимается совокупность государственных органов,
органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений,
должностных лиц, неправительственных некоммерческих организаций, осуществляющих
на основе установленных законом процедур действия, нацеленные на реализацию и
обеспечение прав, свобод и законных интересов ребёнка (несовершеннолетнего).
В рамках системы ювенальной юстиции осуществляются программы, проекты и
мероприятия социального, просветительского, педагогического, юридического,
психологического и медицинского характера, направленные на профилактику и
реабилитацию ребёнка (несовершеннолетнего).

Статья 3.
Ребенок (несовершеннолетний), в отношении которого осуществляется деятельность
системы ювенальной юстиции и (или) ее институтов
Деятельность системы ювенальной юстиции и (или) ее институтов осуществляется
в отношении всех детей (несовершеннолетних), а также в отношении родителей и
лиц, их заменяющих, ответственных за воспитание детей (несовершеннолетних).
Приоритетом являются: беспризорные и безнадзорные дети (несовершеннолетние);
дети (несовершенолетние), дискриминируемые по признаку сексуальной ориентации,
гендерной идентичности, а также из-за политических и иных убеждений или религиозной
принадлежности; дети (несовершеннолетние), подвергающиеся семейному насилию;
дети (несовершеннолетние), признанные потерпевшими в соответствии с уголовно-
процессуальным законодательством Российской Федерации; дети (несовершеннолетние),
совершившие уголовное преступление или административное правонарушение,
а также родители и лица, их заменяющие, ответственные за воспитание детей
(несовершеннолетних).

Статья 4. Основные принципы построения и функционирования системы
ювенальной юстиции
Основными принципами построения и функционирования системы ювенальной
юстиции являются:
а) приоритет прав, свобод и законных интересов ребёнка (несовершеннолетнего);
б) открытость и прозрачность процедур деятельности всех её институтов;
в) приоритет профилактического подхода;
г) защита прав, свобод и законных интересов ребёнка
(несовершеннолетнего) специализированными государственными органами,
органами местного самоуправления, государственными, муниципальными и
неправительственными некоммерческими организациями, в том числе
учреждениями;
д) полный запрет телесных наказаний, рукоприкладства и других форм
домашнего насилия в семьях от «легких» до тяжких (см. Приложение 1);
е) полный запрет психологического унижения ребенка (см. Приложение 2);
ж) расширение восстановительного (реабилитационного) подхода при

осуществлении правосудия в отношении детей (несовершеннолетних);
з) создание условий для всесторонней социализации ребенка
(несовершеннолетнего), как предпосылки для его наилучшего развития;
и) помощь малообеспеченным семьям (материальная, социальная, психологическая,
создание материальных возможностей для более частого контакта между родителями и
детьми);
к) взаимодействие государственных органов, органов местного
самоуправления, государственных, муниципальных и неправительственных
некоммерческих организаций, в том числе учреждений, в ходе реализации
и обеспечения прав, свобод и законных интересов ребенка
(несовершеннолетнего);
л) доступность для детей (несовершеннолетних) социально-правовой помощи;
м) создание условий, обеспечивающих деятельность лиц, ответственных за
воспитание детей (несовершеннолетних);
н) создание системы активного взаимодействия с ребенком
(несовершеннолетним) в случае необходимости;
о) тесная работа психолога и социальных служб с неблагополучными
семьями (см. Приложение 3);
п) ненаправленность системы ювенальной юстиции на разлучение детей и родителей
(кроме случаев подпадающих под главу 16 УК РФ «Преступления против жизни и
здоровья.» Текст главы 16 УК РФ см. в Приложении 4)
Любое физическое и юридическое лицо вправе осуществлять деятельность
по реализации и обеспечению прав, свобод и законных интересов ребёнка
(несовершеннолетнего).

Статья 5. Законодательство о ювенальной юстиции
Законодательство о ювенальной юстиции включает Федеральный конституционный
закон «О ювенальных судах в Российской Федерации», настоящий Федеральный
закон, законодательство о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите
их прав, законодательство об уполномоченных по правам ребенка, иное
федеральное законодательство, законодательство субъектов Российской Федерации,
касающееся реализации и обеспечения прав, свобод и законных интересов ребенка
(несовершеннолетнего).

ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ, МУНИЦИПАЛЬНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ
ИНСТИТУТЫ

Статья 6. Государственные органы и учреждения, входящие в систему ювенальной
юстиции
К государственным органам и учреждениям системы ювенальной юстиции относятся:
а) совет по правам ребенка, ювенальные суды;
б) уполномоченные (инспекции) по правам ребенка;
в) комиссии по защите прав несовершеннолетних;
г) ювенальные прокуратуры (ювенальные прокуроры);
д) ювенальная полиция в составе МВД;
е) социальные, реабилитационные и кризисные центры.

Статья 7. Муниципальные органы и учреждения, входящие в систему ювенальной
юстиции
Органы местного самоуправления в рамках системы ювенальной юстиции обеспечивают
деятельность:
а) муниципальных уполномоченных (инспекций) по правам ребенка;

б) социальных, реабилитационных и кризисных центров.

Статья 8. Неправительственные некоммерческие организации, работающие с детьми
(несовершеннолетними)
К системе ювенальной юстиции относятся:
а) общественные объединения и иные неправительственные некоммерческие организации,
действующие в интересах детей (несовершеннолетних) и занимающиеся обеспечением и
защитой их прав, свобод и законных интересов;
б) негосударственные социальные, исследовательские, диагностические, кризисные,
реабилитационные центры, службы и учреждения, в том числе учреждения для
круглосуточного пребывания беспризорных и безнадзорных детей (приюты), — с
добровольным нахождением там;
в) коллегии адвокатов.

ГЛАВА III. ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНСТИТУТОВ, СОСТАВЛЯЮЩИХ
СИСТЕМУ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ
Статья 9. Принципы взаимодействия институтов, составляющих систему
ювенальной юстиции
Основными принципами взаимодействия институтов, составляющих систему
ювенальной юстиции, являются:
а) приоритет прав, свобод и законных интересов ребёнка (несовершеннолетнего);
б) законность;
в) открытость и доступность информации;
г) прозрачность процедур взаимодействия институтов, составляющих
систему ювенальной юстиции;
д) скоординированность действий;
е) рациональность действий;
ж) программно-целевой подход;
з) приоритет добровольности волеизъявления ребенка, с 4-х лет мнение ребенка –
определяющий фактор принятия решения
(кроме случаев, подпадающих под главу 16 УК РФ «Преступления против жизни и
здоровья», см. Приложение 4).

Статья 10. Организационные формы взаимодействия
Взаимодействие органов и организаций, составляющих систему ювенальной юстиции,
основано на деятельности следующих организационных форм:
а) межведомственные, вневедомственные и межинституциональные советы по правам
ребенка, наделенные экспертными, консультационными, координирующими и (или)
решающими функциями;
б) исследовательские и научно-исследовательские центры, службы и учреждения,
создаваемые на основе межведомственного участия и привлечения неправительственных
некоммерческих организаций;
в) фонды местного сообщества, включающие в качестве приоритетов своей деятельности
направления, соответствующие целям и задачам настоящего Федерального закона;
г) ярмарки социальных проектов, создающиеся на некоммерческой основе, посвященные
развитию системы ювенальной юстиции и (или) включающие направления и темы,
соответствующие целям и задачам настоящего Федерального закона;
д) социальный заказ на некоммерческой основе, формируемый органами власти на основе
целевых социальных программ, направленных на реализацию настоящего Федерального
закона.

Статья 11. Основные процедуры взаимодействия

Для обеспечения взаимодействия органов и организаций, составляющих систему
ювенальной юстиции, используются следующие процедуры:
а) открытые публичные конкурсы на выполнение социального заказа, целевых
социальных программ, поддерживаемых в форме грантов, а также при проведении
соответствующих ярмарок социальных проектов и в процессе осуществления
деятельности фондов местного сообщества, – включающих в число приоритетов
поддержку программ, направленных на реализацию настоящего Федерального закона;
б) съезды, конференции, круглые столы, другие мероприятия;
в) деятельность экспертных, консультационных, координационных и других советов,
сформированных на основе участия представителей органов государственной
власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных
научно-исследовательских и образовательных учреждений и неправительственных
некоммерческих организаций.

Статья 12. Финансовые основы взаимодействия
Основой финансового взаимодействия органов государственной власти и органов
местного самоуправления с неправительственными некоммерческими организациями по
вопросам реализации настоящего Федерального закона является программно-целевой
подход. Осуществляя данный подход, указанные органы ежегодно при формировании
бюджетов соответствующих уровней утверждают целевые социальные программы
межгосударственного, федерального и регионального уровней.
Государственные заказчики, которым поручено обеспечение реализации указанных
программ, формируют на их основе пакеты социальных заказов, размещаемых и
реализуемых через процедуры открытого публичного конкурса путем заключения с его
победителем договора (контракта) на оказание социальной услуги.
В бюджетах федерального и регионального уровней также ежегодно формируются
целевые социальные программы поддержки инновационной и социально значимой
деятельности неправительственных некоммерческих организаций, направленной на
реализацию настоящего Федерального закона. Соответствующие программы и проекты
названных организаций подлежат субсидированию в форме грантов, выделяемых по
результатам открытых публичных конкурсов.
Инновационные программы и проекты неправительственных некоммерческих
организаций могут финансироваться в форме грантов на внеконкурсной основе только
при отсутствии альтернативных предложений по решению конкретной приоритетной
социально значимой проблемы.

ГЛАВА IV. ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ

Статья 13. Материально-техническое и финансовое обеспечение системы ювенальной
юстиции
Материально-техническое и финансовое обеспечение федеральных государственных
органов, входящих в систему ювенальной юстиции, осуществляется за счет средств
федерального бюджета.
Материально-техническое и финансовое обеспечение входящих в систему ювенальной
юстиции государственных органов субъектов Российской Федерации осуществляется за
счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Материально-техническое и финансовое обеспечение входящих в систему ювенальной
юстиции органов местного самоуправления и муниципальных организаций
осуществляется за счет бюджета соответствующего муниципального образования.
Материально-техническое и финансовое обеспечение государственных и муниципальных
органов и организаций, входящих в систему ювенальной юстиции, может частично
осуществляться за счет средств, поступивших в соответствии с международными

межправительственными договорами и соглашениями, нацеленными на развитие системы
ювенальной юстиции в Российской Федерации.
Материально-техническое и финансовое обеспечение входящих в систему ювенальной
юстиции неправительственных некоммерческих организаций осуществляется за счет
собственных средств указанных организаций, а также за счет средств, полученных
на реализацию социального заказа, за счет международных, частных грантов, в том
числе, полученных от российских и (или) иностранных физических и юридических лиц.
Неправительственные некоммерческие организации, входящие в систему ювенальной
юстиции, вправе использовать деятельность добровольцев в ходе реализации программ,
проектов и мероприятий в рамках системы ювенальной юстиции. Материальные средства
в виде грантов должны предоставляться безвозмездно. Грантодатели не имеют права
ставить грантополучателям какие либо условия в работе.

Статья 14. Кадрово-методическое обеспечение системы ювенальной юстиции

Кадрово-методическое обеспечение системы ювенальной юстиции осуществляется
на основе подготовки специалистов в сфере ювенальной юстиции в государственных
образовательных учреждениях, а также в негосударственных учебных заведениях,
имеющих государственную аккредитацию в соответствии с Федеральным законом «Об
образовании». Специалист в области ювенальной юстиции должен иметь высшее
юридическое образование со специализацией «ювенально-правовая» или дополнительно
пройти специальную краткосрочную педагогическую и психологическую подготовку.
Специалист в области ювенальной юстиции должен пройти экзамен перед назначением на
должность.
Руководители государственных органов, органов местного самоуправления,
должностные лица и специалисты, работающие в государственных и негосударственных
организациях, входящих в систему ювенальной юстиции, обязаны иметь необходимую
профессиональную подготовку в объеме высшего образования в сфере ювенальной
юстиции. Наличие указанного образования учитывается при назначении на должность,
при прохождении аттестации и переаттестации работников, упомянутых в настоящей
статье органов и организаций.

Переподготовка и повышение квалификации кадров осуществляется в рамках реализации
целевых программ, включающих вопросы обеспечения системы ювенальной юстиции и ее
элементов.
Статья 15. Организационное обеспечение системы ювенальной юстиции
Организационное обеспечение системы ювенальной юстиции основывается на:
а) нормативных правовых актах, детализирующих процедуры и механизмы,
используемые и применяемые в процессе защиты прав, свобод и законных интересов
детей (несовершеннолетних) и основанных на результатах научных разработок и
экспериментов;
б) реализации комплекса экспериментальных (пробных, пилотных) проектов, целью
которых является наработка опыта в использовании новых механизмов, институтов
и процедур, анализ полученных промежуточных результатов, внесение требуемых
корректив в действующие механизмы защиты прав, свобод и законных интересов ребенка
(несовершеннолетнего);
в) использовании результатов научно-исследовательских работ,
нацеленных на изучение проблем построения, функционирования и развития системы
ювенальной юстиции;
г) организации широкомасштабных и комплексных образовательных процессов,
направленных на кадровое обеспечение функционирования и развития системы
ювенальной юстиции;

д) широкомасштабной реформе детских домов и приютов, доведении их до уровня
стандартов ООН,
е) создании социальных, реабилитационных и кризисных центров, куда могли бы в любой
момент уходить дети в случае сложного микроклимата в семье,
ж) проведении пропагандистской и информационной поддержки процессов
реформирования системы защиты прав, свобод и законных интересов ребенка
(несовершеннолетнего) и внедрении в общественное сознание базовых сведений о
международных стандартах, принципах, правилах и нормах, составляющих основу
системы ювенальной юстиции.
Статья 16. Научно-экспертное обеспечение системы ювенальной юстиции

Научно-экспертное обеспечение системы ювенальной юстиции осуществляется на
основе развития комплексных исследований проблем ювенальной юстиции и связанных
с ювенальной юстицией проблем государственными и негосударственными научно-
исследовательскими организациями, а также центрами, действующими в образовательных
учреждениях.
В рамках указанных исследований осуществляются непрерывные действия по:
анализу и мониторингу ситуации,
периодической оценке состояния дел, связанных с соблюдением внутригосударственных
и международных норм в области защиты прав ребенка (несовершеннолетнего),
прогнозированию развития ситуации,
выработке и внесению предложений, направленных на совершенствование системы
ювенальной юстиции.

Статья 17. Принципы информационного обеспечения деятельности системы ювенальной
юстиции
Информационное обеспечение деятельности системы ювенальной юстиции
осуществляется на принципах:
а) открытости информации и сведений о современном состоянии, проблемах,
процессах становления и развития российской системы ювенальной юстиции для всех
заинтересованных органов, организаций, учреждений и граждан;
б) доступности и необходимости для ребенка (несовершеннолетнего) и лиц,
ответственных за его воспитание, знаний о своих правах и свободах и обеспечении его
интересов, основанных на международных стандартах, принципах, нормах, правилах и
регулируемых законодательством о ювенальной юстиции Российской Федерации;
в) постоянного участия в реализации просветительской функции средств массовой
информации по вопросам, относящимся к защите прав, свобод и законных интересов
детей (несовершеннолетних), а также в систематическом оповещении детей
(несовершеннолетних) и лиц, ответственных за их воспитание, о возможностях получения
необходимой помощи;
г) активности внедрения в общественное сознание стандартов и принципов правового
статуса ребенка (несовершеннолетнего);
д) согласия на ифнормационное освещение подробностей социально-семейного характера
со стороны ребенка.

ГЛАВА V. ПЕРЕХОДНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 18. Сроки и порядок вступления в силу
Настоящий Федеральный закон вступает в силу на десятый день после его официального
опубликования, за исключением положений, порядок вступления в силу которых
установлен статьей 19 настоящего Федерального закона.

Статья 19. Необходимые экспериментальные, пилотные, внедренческие программы,
проекты, мероприятия и действия
Порядок внедрения в судебную систему Российской Федерации ювенальных судов
определяется Федеральным конституционным законом «О ювенальных судах в
Российской Федерации».
Для обеспечения внедрения в практику системы ювенальной юстиции Правительство
Российской Федерации совместно с судами в течение шести месяцев со дня официального
опубликования настоящего Федерального закона разрабатывает и утверждает
федеральную целевую программу «Ювенальная юстиция». Указанная федеральная
целевая программа предусматривает в течение пяти лет после её утверждения проведение
комплекса мероприятий, направленных на полномасштабное внедрение в практику
институтов, принципов и процедур, составляющих систему ювенальной юстиции.
Статья 20. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Федеральным
законом
Федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации,
нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, законы и иные
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации приводятся в соответствие
с настоящим Федеральным законом в течение шести месяцев со дня его официального
опубликования.

Полная система ювенальных судов для подростков, совершивших преступления, а также
система профилактических и пенитенциарных мероприятий в отношении предупреждения
домашнего насилия и нарушения прав ребенка (несовершеннолетнего) в семье будет
указана в отдельном Подзаконном акте.

Приложение 1.

Федеральный закон о ювенальной юстиции запрещает любые формы телесных
наказаний в семье. Каждый ребенок имеет право на ненасильственное
воспитание и образование, основанное на любви, взаимопонимании, уважении и
солидарности.

Родители, представители, опекуны, родственники, и учителя должны
использовать ненасильственные методы воспитания и дисциплины, чтобы
растить и воспитывать своих детей. Следовательно, все формы физического
и унизительные наказания запрещены. Государство, при активном участии
общества, должно обеспечить политику, программы и защитные меры в целях

искоренения всех форм физического и унизительного наказаний детей и
молодежи.

Телесные наказания определяется как применение силы, в повышении или
воспитании детей, с намерением причинить любой степени физической боли или
дискомфорта, чтобы исправить, контролировать или изменить поведение детей и
молодежи, при условии, что деяние не наказуемо.

Основные типы телесных наказаний:

1) Шлёпание — нанесение ударов ладонью по ягодицам или другим мягким
частям тела. Шлёпаньем также могут называть нанесение ударов по
ягодицам каким-либо плоским предметом (тогда оно приближается к порке).
При этом степень применения насилия может быть различной — от одного
легкого, символического шлепка, до множества достаточно болезненных
шлепков.

2) Порка — вид телесного наказания, при котором человека бьют по бёдрам,
ягодицам, спине или иным частям тела длинным, тонким и гибким
инструментом. Среди наиболее распространенных инструментов — ремень,
плеть, кнут, розга, бамбуковая палка.

3) Подзатыльники – удары рукой по затылку. При этом степень применения
насилия может быть различной — от одного легкого, символического удара,
до множества достаточно болезненных ударов.

Все описанные формы, а также менее часто встречающиеся формы физического
насилия (например, ставление на горох, выкручивание ушей и др.) по отношению
к детям строго запрещаются.

Полная система профилактических и пенитенциарных мероприятия в
отношении предупреждения домашнего насилия и нарушениә прав ребенка
(несовершеннолетнего) в семье будет указана в отдельном Подзаконном акте.

Приложение 4.

Глава 16 УК РФ. Преступления против жизни и здоровья.

Статья 105 УК РФ. Убийство
Статья 106 УК РФ. Убийство матерью новорожденного ребенка
Статья 107 УК РФ. Убийство, совершенное в состоянии аффекта
Статья 108 УК РФ. Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой
обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего
преступление
Статья 109 УК РФ. Причинение смерти по неосторожности
Статья 110 УК РФ. Доведение до самоубийства
Статья 111 УК РФ. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью
Статья 112 УК РФ. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью

Статья 113 УК РФ. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии
аффекта
Статья 114 УК РФ. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при
превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых
для задержания лица, совершившего преступление
Статья 115 УК РФ. Умышленное причинение легкого вреда здоровью
Статья 116 УК РФ. Побои
Статья 117 УК РФ. Истязание
Статья 118 УК РФ. Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности
Статья 119 УК РФ. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью
Статья 120 УК РФ. Принуждение к изъятию органов или тканей человека для
трансплантации
Статья 121 УК РФ. Заражение венерической болезнью
Статья 122 УК РФ. Заражение ВИЧ-инфекцией
Статья 123 УК РФ. Незаконное производство аборта
Статья 124 УК РФ. Неоказание помощи больному
Статья 125 УК РФ. Оставление в опасности.

Приложение 2-3 к настоящему времени не подготовлены.
При написании данного законопроекта использовался законопроект Олега Зыкова.

Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Powered by WordPress