Левое социалистическое действие
социал-демократическая организация

2 июля 2015

Митинг в защиту преподавателей Уральского федерального университета

29 июня 2015 года в Екатеринбурге состоялся митинг, являющийся логичным продолжением пикета в поддержку образования 31 мая. Ведь именно на пикете 31 мая впервые публично прозвучала информация о планируемом сокращении 700 ставок преподавателей УрФУ. СМИ подхватили эту тему, и она стала одной из широко обсуждаемых в Екатеринбурге.

На том же майском пикете представителями «Университетской солидарности» было озвучено желание провести большой митинг. Тогда это было очень неопределенно и казалось, что эти намерения не будут реализованы, по крайней мере, до осени. Но внимание СМИ к маленькому пикету изменило ситуацию. Председатель «Университетской солидарности» Дмитрий Трынов за два дня дал 12 интервью различным изданиям и радиостанциям. В региональных и федеральных СМИ эта тема начала раскручиваться. 5 июня ректор УрФУ Виктор Кокшаров дал обстоятельное интервью «Областной газете», где достаточно презрительно отозвался о проведенном пикете, обвинив активистов профсоюза в нежелании вести конструктивный диалог. В комментариях к этому же интервью Кокшарова представители «официальных» преподавательского и студенческого профсоюзов Чегодаева и Кагиев выступили в поддержку руководства вуза. Ответом альтернативного профсоюза и созданного «общественного комитета работников, студентов и выпускников УрФУ» стало открытое обращение к полномочному представителю президента в УрФО Холманских, губернатору области Куйвашеву и другим чиновникам, опубликованное во многих СМИ.

Но бюрократия университета очень крепко держит свои позиции – 10 июня состоялось заседание Ученого совета УрФУ, на котором единогласно была принята программа развития вуза на 2015-2016, включающая, по словам Кокшарова, сокращение ставок. Вкратце – Кокшаров ссылается на требования Министерства образования и науки РФ, которые гласят, что соотношение студентов и преподавателей должно быть 10,7 к одному. В 2016 году количество студентов на преподавателя должно возрасти до 11,1, а в 2017 году – до 11,6. Сейчас же в УрФУ – девять к одному. Отсюда и сокращения ставок. Но сокращать людей Кокшаров, по его заявлениям, не хочет, он хочет лишь перевести высвобождаемых сотрудников в ранг «преподавателей-тренеров», «профессоров-консультантов», «преподавателей-исследователей». Это и смущает нынешних преподавателей – с сокращением понятно, а вот откуда и на каких условиях появятся новые ставки, внятных объяснений нет.

Для определения дальнейшей тактики действий профсоюз инициировал собрание оргкомитета Инициативной группы работников, студентов и выпускников УрФУ. Благо, связанных с УрФУ людей в Екатеринбурге очень много – кто-то там работал или работает, многие учились, у кого-то учатся дети. Только сейчас в УрФУ работает около 8 000 человек, а учатся более 50 тысяч (из них примерно половина – на очной форме обучения).

Надо сказать, что конфликт между руководством вуза и профсоюзом «Университетская солидарность» привлек внимание не только СМИ, но и региональных политических сил. Если на майском пикете из политических организаций присутствовали лишь члены РСД, ЛевСД и группы «Екатеринбург – за свободу», то по мере нарастания публикаций в СМИ тему заметили политические «тяжеловесы» и, в первую очередь, КПРФ. В принципе это было ожидаемо. Первый секретарь обкома Александр Ивачев лишь в прошлом году успешно защитил диссертацию по физике в УрФУ и уже успел попортить отношения с руководством вуза, когда на выборах в областное заксобрание соперничал с первым проректором Матерном. Секретарь обкома по идеологии Александр Ладыгин – тоже кандидат наук, преподаёт в УрФУ историю. Ладыгин был по сути делегирован компартией в состав оргкомитета инициативной группы и, уверен, внёс долю бескомпромиссности в позицию оргкомитета. Из политиков в оргкомитет также вошла член РСД, но скорее как представитель студенчества, и член «Партии 5 декабря», но скорее как представитель научной среды.

Собственно на оргкомитете и решили проводить митинг 29 числа. До митинга позиция вуза была еще раз озвучена на встрече коллектива вуза с его руководством 25 июня, где руководители повторяли уже известные тезисы о необходимости сокращения ставок.

Митинг был назначен на площади Кирова прямо перед главным корпусом УрФУ. Администрация города не согласовала митинг, но сделала это позже установленного срока (на шестой день после получение уведомления), нарушив тем самым законодательство. Хотя формально администрация нарушила закон, но и митинг считался несогласованным, что было достаточно рискованным и давало возможность силового разгона. К счастью, полиция решила не вмешиваться и на самом митинге присутствовала в минимальном количестве (было всего несколько сотрудников).

За пару часов до митинга администрация вуза (или все-таки города?) перекрыла большую часть площади временным деревянным забором и пригнала дорожную технику, которая начала копать яму якобы для прокладки трубы. Очевидно, что делалось это с целью помешать митингу. Поэтому митинг пришлось размещать на оставшемся небольшом куске площади, что было явно неудобно.

Ну, и наконец собственно о митинге. К сожалению, мобилизация преподавательского и студенческого коллектива не произошла. Все-таки большую часть людей на митинге составляли политические активисты (хотя часть из них имеют, конечно, прямое отношение к вузу). Общее количество людей, по субъективным оценкам, было около двухсот. Преподаватели были, но большинство, видимо, предпочло «отсидеться», надеясь не давать лишний повод на увольнение. Не видно было даже членов первичного отделения «научных работников» КПРФ, состоящего из преподавателей УрФУ. С другой стороны, профсоюз «Университетская солидарность» еще очень молод и в ситуации прессинга со стороны администрации вуза и даже «официальных» профсоюзов сумел провести митинг и привлечь значительное внимание медиа. То, что преподаватели в массе своей не пришли на митинг, говорит о значительной степени недоверия к результативности подобных методов борьбы. В целом, сложно говорить о наличии в УрФУ собственно трудового коллектива, сотрудники очень разобщены. Конечно, никто не хочет попасть под сокращение, но надеются, что уволят кого-то другого, более слабого, сантиментов многие не испытывают.

Из политических сил на митинге были представлены – КПРФ (их вклад был определяющим, так как именно они привезли звукоусиливающую аппаратуру, сделали плакаты, обеспечили явку своих активистов), РПР-Парнас, группа «Екатеринбург – за свободу», Межрегиональное объединение коммунистов, Объединенная коммунистическая партия, анархисты с черными флагами (державшие растяжку «Студенческого действия»), РСД, ЛевСД (без флага), «Другая Россия», коммунистические «Дети войны» (без флагов), депутат городской думы от «Гражданской платформы». Пришел даже представитель НОДа, который в своём выступлении сказал, что «Университетская солидарность» и «Студенческое действие» — это проекты Госдепа, а Путин спас Россию, за что был сразу захлопан и освистан участниками митинга (правда, достаточно интеллигентно).

Выступления были все же не очень яркие, многие темой владели недостаточно. Представители КПРФ настаивали, что во всем виновата «Единая Россия». Депутат Головин от «Гражданской платформы» сказал, что происходящее сокращение – это плата за Крым. Многие сетовали на качество образования (например, первый секретарь обкома КПРФ Ивачев рассказал о своем общении с таксистом в Москве, а депутат областного законодательного собрания Касимов – о техникуме связи). Выступившие преподаватели УрФУ все-таки настаивали на продолжении переговоров с администрацией.

Митинг продолжался около часа (с учетом препирательств с представителем администрации города). Итогом митинга стало единогласное принятие резолюции, которая будет направлена руководству вуза.

На мой взгляд, митинг выполнил свою функцию тем, что привлек значительное внимание средств массовой информации, что заставило руководство вуза объясняться как перед преподавателями, так и перед общественностью, а также (что, к сожалению, главное в нашей стране) перед различными административными инстанциями. Надеемся, что он также показал сотрудникам вуза необходимость реальной солидарности по защите собственных прав, потому что никто, кроме самих работников, в этом серьезно не заинтересован. Хорошим вариантом для заинтересованных сотрудников могло бы быть вступление в профсоюз «Университетская солидарность», который, по моим ощущениям, пока малочислен.

Игорь Филиппов, ЛевСД — Екатеринбург

Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Powered by WordPress